Вход роду.


Чтобы начать игру, два игрока занимают позицию "pe do berimbau", при чем заходить нужно на корточках (в анголе), с внешнего края музыкантов. Не заходите с другой позиции, и не идите важно перед Местре -это непочтительно. Когда игроки уже в позиции "pe do berimbau" , Местре даст им знак к началу игры движением головы, ноги, либо беримбао. Взгляните оппоненту в глаза, прикоснитесь ладонью пола, и пожмите друг другу руки. Некоторые капоэристы используют этот момент для исполнения какого-либо собственного ритуала: освятиться крестным знамением, очертить магические символы на полу и т.п. Войдите в Роду со стилем, но будьте бдительны: игра уже началась, как только вы коснулись рук напарника.
''Покупка'' игры (''Comprar o jogo'').


В игре Региональ, самый распространенный способ чередовать игроко -это "покупка игры'' (comprar o jogo) одним из игроков. Когда вы примете позицию pe do berimbau, Местре даст вам знак, когда войти в Роду. Приблизьтесь к игрокам так, чтобы сделать очевидным ваше появление для них обоих. НИКОГДА не заходите к одному из игроков со спины, похлопывая ему по плечу—это заслуживает удара локтем по зубам. Лучше всего, занять пространство, образовавшееся между игроками, стоя лицом к тому, с кем собираетесь играть (обычно с тем, кто пробыл в Роде наименьшее количество времени), но и, не упуская из виду другого. Как только другой игрок покинул круг, вы можете начинать игру. Если в роде профессор или местре игра покупается с ним.
После закупки игры, участники могут вернуться в позицию ''pe do berimbau'', чтобы начать игру более формально (обменяться рукопожатием, совершить ритуал и т.д.). Если один из игроков получил удар либо был повержен на землю, он может принять решение вернуться в ''pe do berimbau'', чтобы собраться с силами и сконцентрироваться на игре. В любом случае, игрок должен двигаться в сторону оркестра и подать знак партнеру следовать за ним. Местре также может подать сигнал игрокам, играя chamada do berimbau (повторяющиеся удары беримбао вне ритма), призывая их вернуться для получения инструкций либо окончания игры. Это характерно для Роды Ангола.

Движение по кругу (''Volta Mundo'' или ''Volta ao Mundo'').

Volta ao mundo обычно является перерывом в игре и дословно переводится как ''ходить вокруг света''. В этой ситуации оба игрока в Роде движутся по кругу против часовой стрелки. Обычно это делается, когда один из игроков устал и желает короткого перерыва. Однако, считается, что игра все еще продолжается, поэтому не позволяйте себе подходить близко к партнеру, так как он, скорее всего, ответит стремительной атакой. Чтобы призвать к volta mundo, начните двигаться по кругу, рукой подавая знак вашему партнеру. Вызов (''Chamada'' и ''Passo de Dois'')

Шамада и Пассо дэ доиш (''chamada'' и ''passo de dois'') характерны для игры Ангола. Один из игроков прерывает игру и делает вызов другому (chamada), принимая одну из нескольких стандартных позиций. Другой игрок выполняет серию различных движений и вступает в контакт с первым. Тип контакта будет зависеть от используемой в данной ситуации позиции chamada. Затем оба начинают медленное движение, похожее на танец (passo de dois), которое может быть прервано в любой момент игроком, который бросил вызов для восстановления нормального хода игры. Этот тип взаимодействия зачастую неверно трактуется, как шанс для обоих игроков получить короткую передышку, однако, на самом деле, это—опасная часть игры. Фактически, игра не была приостановлена, а лишь преобразована, и атака одного из игроков может последовать в любой момент.

Окончание игры.


Иногда у вас может возникнуть желание закончить игру раньше, чем прозвучит chamada do berimbau либо кто-то ''закупит'' игру. Здесь у вас есть два выхода. Во-первых, вы можете вернуться в pe do berimbau и подать знак партнеру следовать за вами. Находясь в pe do berimbau, взгляните друг другу в глаза, поприветствуйте друг друга рукопожатием и/или дружественным объятием и выйдите из Роды. Во-вторых, вы можете протянуть руку вашему партнеру, находясь еще в центре Роды. Однако, этот способ несколько опасен, так как хитрые капоэристы используют это движение, чтобы заставить партнера потерять бдительность и атаковать его, пока тот открыл свою защиту. Чтобы сделать свои намерения более ясными, станьте со скрещенными запястьями, держа их низко перед собой. Это укажет на то, что вы действительно закончили. НИКОГДА не заканчивайте игру, просто развернувшись спиной и выходя из Роды. Это чрезвычайно непочтительно по отношению к вашему партнеру и указывает на недостаток духа капоэриста. Помните, если вы устали, травмированы, напуганы либо обескуражены, это—ВАША проблема, но не вашего партнера.

Два стиля в одном искусстве: Капоэйра Региональ и Капоэйра Ангола.

Рода Региональ

Игроки и зрители находятся вместе в кругу. Лидер Роды играет на беримбао, два человека справа и слева от него играют на пандейро. Человек, играющий на беримбао, обычно имеет самый высокий ранг в Капоэйре и его обязанностью является управление сложными взаимоотношениями в Роде. В начале первым вступает беримбао, затем к нему присоединяются пандейро и участники Роды, поддерживающие музыку хлопками. Когда все вошли в ритм, игрок на беримбао выкрикивает "ieeeehhh!!" и начинает петь вступительную песню Квадра (короткие 4 строки). Затем лидирующий голос сменяется на диалоговый тип песни, где участники Роды отвечают на вопросы ведущего (A: "ieh volta du mundo" B: "ieh volta du mundo camara"). Физические действия в игре могут происходить лишь, когда поются Corridos (песни, которые следуют непосредственно за Шулой и длятся до окончания Роды). В идеале, с первых звуков беримбао и до окончания Роды, не должно быть перерывов ни в музыке, ни в действиях игроков в кругу (когда двое покидают круг, следующая пара должна быть готова тут же войти).

Как только настроение участников и энергия в Роде достигли высокого уровня, Местре, не прекращая играть, опускает вершину беримбао, указывая игрокам на то, что они могут начать игру (jogo). Двое игроков входят в Роду и движутся по кругу, пока не встретятся перед беримбао. Они смотрят друг другу в глаза и пожимают руки. Обычный способ войти в Роду Региональ—это Au, однако, продвинутые ученики используют более эффектные входы (Au Sem Mao, Mariposa, Role-Macaco-сальто назад и т.п.). Бывает, что один из игроков пытается сбить головой (cabecada) вращающегося в Au напарника, но это, скорее всего наказание за невнимательность, чем правило.
Удары ногами в стиле Региональ в основном направлены на уровень груди, головы. Если игроки оказались близко к земле, они стараются побыстрее подняться. Negativa-role еще сойдет, но застывание в стойке на голове или в Queda de Rins в ожидании дальнейших действий со стороны оппонента может закончиться для вас печально. Единственные части тела, которые могут касаться земли—это руки, стопы и голова, порой все вместе одновременно (Cocorinha, Negativa, стойка на голове и т.д.). Удары ногами типа Martelo или Gancho—чисто региональны, они довольно эффективны при самозащите и присутствуют во многих видах боевых искусств. Сложная прыжковая акробатика, такая как сальто, Au Sem Mao (Au без рук) не делаются во время ритма режионал. Акробатика эффектна для зрителей, однако должна исполняться с пониманием ее смысла и на безопасной от партнера дистанции и во время сао бенто гранде.

Если капоэрист желает войти в Роду и заменить одного из игроков, он должен двигаться по внутреннему кругу к играющему на беримбао и взглядом спросить его, можно ли ''закупить'' игру, или он должен подождать. Как только Местре даст знак согласия, новый игрок осторожно приближается к играющим капоэристам, будучи уверенным, что он замечен ими обоими (иначе можно запросто схватить удар пролетающей мимо ногой или рукой). Новый игрок (jogador) разделяет играющих жестом вытянутой руки (вторая в защите) и смотрит в глаза того из них, с кем собирается продолжить игру. Капоэрист, которого сменили, быстро покидает Роду, двигаясь спиной вперед и не упуская из виду оставшихся в Роде игроков (никто не знает, чего можно ожидать из-за спины). В другом случае, пара новых игроков, может быстро вернуться к беримбао и начать игру оттуда.


Рода Ангола

Здесь играют три беримбао: Gunga, Medio и Viola, имеющие соответственно низкий, средний и высокий строй. Gunga и Medio держат основной ритм, в то время как Viola импровизирует. В отличие от Роды Региональ, здесь, кроме двух пандейро (Pandeiro), имеется также большой барабан атабак (Atabaque) и двухтоновый колокольчик агого(Agogo). Вначале вступают беримбао, затем пандейро и лишь после этого остальные дополнительные инструменты.

Как только все подключились к ритму, музыкант с беримбао выкрикивает "ieeeehhh!!" и заводит Ladainha—вступительную песню, которая может быть восхвалением старых мастеров, анекдотом по поводу вчерашней Роды и всем, что он считает в данный момент подходящим. Далее следует Шула, где на ключевую фразу типа "ieeh viva meu mestre", участники отвечают: "ieeh viva meu mestre camara"; затем, без остановки, Местре начинает петь Corridos или Quadras, в течение которых происходит физическое действие в Роде. Участники, формирующие Роду, отвечают на каждый куплет соответствующим припевом. Как только игроками достигнуто определенное психическое и энергетическое состояние, Местре, опуская верхушку беримбао, указывает на то, что можно начинать игру (jogo). Два участника из Роды принимают позицию перед беримбао. Они пожимают друг другу руки и входят в центр круга скромно и осторожно, ожидая от напарника всевозможных ударов. Здесь не впрыгивают в Роду летящим Au, лучше войти медленно с закрытым Au через стойку на голове. Или же примите Negativa Angola и пофантазируйте, как лучше из него выйти. Либо сделайте Role, не упуская из виду вашего оппонента.

Когда вы играете в Анголе, не пытайтесь делать слишком высокие удары, как в Регионале, лучше держитесь уровня от груди и ниже. Можно попробовать играть не отрывая рук от земли. Ангола много акцентируется на танцевальных элементах, так что можете разнообразить вашу Ginga как угодно. Это не значит, что вы можете выйти из ритма, просто повесьте свободно свои руки, качая их вперед-назад, попробуйте некоторые жесты, расслабьте их и попробуйте поиграть.

Чтобы ''приправить'' вашу Ginga, попробуйте следующее: используйте спотыкающиеся передвижения, поработайте бедрами, поиграйте с балансом. Это не должно превращать игру в смешное зрелище, так что не пытайтесь применить все это одновременно; если вы когда-нибудь наблюдали игру Ангола, вы поймете, что имеется ввиду.

Игра в Анголе начинается гораздо медленнее, чем в Региональ, так что здесь возможно остановиться в Rabo de Arraia (Meia Lua de Compasso с обеими руками на земле), сменить ноги и сделать это в обратном направлении. Все это предоставляет гораздо больше вариантов выхода из положений и заставляет игроков реагировать более необычно и неожиданно, так что jogo de Angola скорее похожа на борьбу, чем на игру.
Возьмите, к примеру, Tesoura Angola . Чисто региональный ученик подумает: ''Что за ерунда?'' и прыгнет прямо вам на спину вместо того, чтобы уйти с Au от символической атаки.

Если игрок чувствует, что не вписывается в ритм противника, игра не вяжется, ему нужна свежая идея, или он хочет оценить возможности оппонента, он может призвать к Chamada, но применение шамады к мастеру или более опытному игроку недопустимо. Шамада (вызов)—игривый ритуал и важная устоявшаяся практика в игре Ангола.

Игрок, который бросает вызов, принимает определенную позицию, поднимая руки и поворачиваясь к напарнику лицом или спиной. Другой игрок, проделав ряд акробатических уловок, выказывающих его мастерство в Капоэйре, осторожно подходит к ожидающему игроку. Он ставит защиту, чтобы быть уверенным, что ни стопа, ни колено, ни локоть напарника не помешает ему занять позицию для исполнения Chamada. Когда оба напарника уверенно стоят на ногах, они проделывают несколько шагов вперед-назад в движении, напоминающем вальс. Игрок, начавший Chamada, указывает направление движения. Для того чтобы прекратить Chamada, он берет руки партнера и опускает их вниз, после чего продолжается обычная игра. Капоэристы зачастую используют Шамаду, чтобы заманить противника в ловушку и в конце ритуала нанести неожиданный удар. Так что, эта финальная часть Шамады довольно опасна, так как наверняка, оба игрока готовили нападение (Tesoura, Cabecada). В отличие от стиля Региональ, в Анголе капоэристы не могут войти в Роду, ''закупив'' игру. Ученики, которые собираются играть следующими, не садятся на корточки перед беримбао, пока игра продолжается в Роде, а подходят к оркестру и остаются там как часть круга. Как только играющие решили закончить игру (они останавливаются, пожимают руки, касаются земли перед беримбао и присоединяются к людям, формирующим круг), следующая пара подходит к беримбао и начинает игру, как было описано выше.

Ритуал Da volta ao mundo в основном не отличается от регионального. Он начинается с хлопка ладонью за спиной и движением по кругу в ожидании, что второй игрок последует примеру. Если же второй игрок, по растерянности, оказался слишком близко, он рискует получить удар от начавшего ритуал капоэриста. Da volta ao mundo обычно исполняется, когда игроки желают перевести дыхание, однако, как и Chamada, может быть использован для подчеркивания захватывающего движения, для того, чтобы оборвать поток движений и закружить его снова.
Используются технологии uCoz